тор

Жители города активно интересуются территориями опережающего развития

Центром социальных инноваций «Чёрный куб» было проведено исследование на предмет осведомленности жителей краевого центра о территориях опережающего развития в Приморском крае и на Дальнем Востоке.

Безусловно, территории опережающего социально-экономического  развития на Дальнем Востоке, проекты которых в настоящее время Правительство РФ утверждает с каждым месяцем все больше и больше, стали одной из самых главных тем в политическом дискурсе на региональном уровне. Более того, тема концепции ТОРов за последние месяцы традиционно входит в пул новостных сюжетов федеральных, региональных  и местных СМИ. В теории, все это не может не сказаться (в положительную сторону) на уровне информированности населения о территориях опережающего развития на Дальнем Востоке.

Тем не менее, экономическая сфера остается самой непонятной и трудной для понимания обычными гражданами. Более того, на Дальнем Востоке имеется печальный опыт построения схожего проекта 10-15 лет назад. Так называемые свободные экономические зоны не только не принесли желаемого экономического эффекта, но и привели к увеличению коррупции в регионах, а также к массовому оттоку средств из сферы реального бизнеса. Несмотря на то, что концепция ТОРов отличается от прежних моделей привлечения капитала, вышеперечисленные факторы могут привести к тому, что население попросту будет игнорировать сообщение об утверждении, а впоследствии, и о функционировании тех или иных территорий опережающего развития.

Для того, чтобы взвесить все «за» и «против» в полемике о ТОРах, а также узнать реальные настроения и общий уровень информированности населения о территориях опережающего социально-экономического развития Центром социальных инноваций «Чёрный куб» был проведен опрос общественного мнения среди жителей г. Владивостока на предмет информированности горожан о ТОРах, как на общем, концептуальном, так и на конкретном, практическом уровнях.

Для чистоты результатов исследования, опрос был проведен среди жителей всех районов краевой столицы в возрасте от 25 лет с учетом половозрастной структуры города. Социологическое исследование охватило 3160 человек практически всех профессиональных категорий (студенты, госслужащие, пенсионеры, работники физического труда, предприниматели, работники экономической, юридической и логистической сфер деятельности, творческие круги, работники технологических сфер, временно безработные).

В целом, результаты опроса показали высокий уровень осведомленности респондентов о территориях опережающего развития: более 60% опрошенных на вопрос «Знаете ли Вы, что такое территории опережающего развития? Слышали ли вы об этом?» в различной степени ответили утвердительно. Как было отмечено ранее, это связанно с высоким уровнем позиционирования темы на просторах федеральных и региональных СМИ, ведь, как показали результаты опроса общественного мнения ЦСИ «Чёрный куб», проведенного еще в октябре 2014 года, федеральные телевизионные СМИ – остаются самым популярным источником получения информации жителями не только приморской столицы, но и всего дальневосточного региона.

4001

Как для регионального, так  и для федерального информационных полей в настоящее время тема территорий опережающего развития на Дальнем Востоке является не только часто освещаемой, но и неотъемлемой. Провозглашенная высшим руководством страны после проведения саммита АТЭС во Владивостоке политика ускоренного развития Дальнего Востока в качестве одного из приоритетов во внутренней политике страны делает весьма резонным упор властей на концепцию территорий опережающего развития, предполагающую приток инвестиций и развитие производства в регионах. Таким образом, ТОРы становятся одним из ключевых факторов в деле развития Дальнего Востока, именно поэтому, уровень осведомленности жителей Владивостока о ТОРах достаточно высок.

Тем не менее, если общий уровень информированности жителей о территориях опережающего социально-экономического развития можно объяснить широким освещением деятельности Министерства по развитию Дальнего Востока и регионов в данной сфере, то упоминание жителями конкретных, утвержденных правительственной комиссией ТОРов свидетельствует об определенном интересе к данным процессам со стороны горожан, причем, всех возрастных и профессиональных категорий. Так например, самым распространенным ответом на вопрос «Какие территории опережающего развития в Приморском крае и на Дальнем Востоке Вы знаете?» стал ТОР «Надеждинский» (20% из числа опрошенных), утвержденный правительственной комиссией еще в «первой волне». Часто в качестве ответов со стороны респондентов на поставленный вопрос были целые города (Владивосток, Уссурийск, Находка) или даже регионы (Приморский край), которые по факту ТОРами не являются. Такие ответы вполне закономерны, т.к. они отображают дисбаланс экономического развития, капиталов, соотношения количества рабочих мест к численности населения отдельных территорий внутри регионов (Владивостока, Уссурийска, Находки – в Приморском крае; Приморского края – на Дальнем Востоке). Также довольно часто респонденты упоминали приморские территории опережающего развития, в данный момент только находящиеся в стадии проектирования или утверждения. Так, 9% жителей города вспомнили о площадка на о. Русский, еще 5% — в Зарубино и 2,5% — в Большом Камне.

4002

Помимо прочего, специалисты Центра социальных инноваций «Чёрный куб» выявили мнение горожан о том, для чего создаются территории опережающего развития на Дальнем Востоке, а также какие перспективы принесет экономике региона внедрение данных концепций. В рамках поставленной задачи всем респондентам данного социологического опроса были заданы следующие вопросы:

1) По Вашему мнению, в чём основная идея концепции территорий опережающего развития?

2) Как, по Вашему мнению, повлияют территории опережающего развития на состояние экономики и бизнеса на Дальнем Востоке?

Исходя из рейтингов наиболее частых ответов респондентов, стоит отметить, что жители города исходят из того, что концепция территорий опережающего развития базируется на прагматических началах (извлечение прибыли, привлечение инвестиций, увеличение объемов производства, расширение рынка и т.д.) Помимо этого, необходимо обратить внимание на то, что более 300 опрошенных (10%) отметили в качестве основной идеи концепции ТОР привлечение инноваций и технологий, хотя, если посмотреть на официальные данные по утвержденным территориям «Надеждинский» и «Михайловский», то в перечне специализаций данных ТОРов мы не увидим технологичный производств.

4003

Объяснить довольно значительный процент высказавшихся в пользу данного варианта ответа помогает контент-анализ последних материалов СМИ. По результатам анализа новостей по данной теме, вышедших со времени утверждения ТОР «Михайловский», более чем в каждой второй публикации/сюжете по рассматриваемой теме встречается слово «инновации». По мнению специалистов ЦСИ «Чёрный куб», данная риторика вокруг темы территорий опережающего развития связана со сложившимся процессом современного развития в мировой практике: там, где есть место крупным капиталовложениям и инвестициям, там есть место инновациям и прорывным технологиям. Будет ли это действительно так, необходимо судить после первых результатов непосредственного функционирования территорий опережающего развития.

Что касается возможных перспектив, отмеченных респондентами в ходе опроса, вера в положительных эффект по результатам функционирования ТОРов явно сочетается, хоть и в меньших долях, c некоторыми сомнениями граждан в успехе реализации данной концепции. Некоторые опрошенные (10%) в ходе исследования отметили, что развитие территорий и региона, в целом, будет зависеть только от «должного и стабильного» финансирования из федерального бюджета. Еще большая часть опрошенных жителей краевого центра (16,5 %) подошли к данному вопросу наиболее осторожно, сказав, что пока еще рано делать прогнозы о возможных перспективах в реализации ТОРов. Однако, в целом, около 76% респондентов верят в то, что ТОРы положительно повлияют на развитие Дальнего Востока.

4005

Тем не менее, следует также отметить, что подавляющая часть опрошенных респондентов склонны видеть дальнейшие положительные результаты в ходе реализации проектов ТОР. Помимо того, что многие жители, отвечая на данный вопрос, логически выводили на него ответ из предыдущего, по мнению директора Центра социальных инноваций «Чёрный куб» Юрия Коломейцева, немаловажную роль также играет имиджевая составляющая самих концепций территорий опережающего развития, иными словами, имидж региональных властей, а также рейтинг Министерства по развитию Дальнего Востока напрямую зависят от позиционирования ТОРов, а также от его отражения на общественном мнении дальневосточников.

Кроме того, специалисты Центра социальных инноваций «Чёрный куб» решили проверить осведомленность горожан об утвержденных территориях опережающего социально-экономического развития среди жителей города Владивостока. Респондентам было озвучено 5 ныне существующих проектов территорий, из которых участникам опроса необходимо было выбрать утвержденные. Для чистоты эксперимента вопрос «Какие из этих проектов территорий опережающего развития утверждены правительственной комиссией в данный момент?» был задан только тем респондентам, которые были осведомлены о существовании ТОРов, т.е. вопрос задавался тем, кто смог утвердительно ответить на первый вопрос данного исследования. Это было сделано для того, чтобы минимизировать эффект угадывания респондентами правильных вариантов ответа.

Необходимо отметить, что чаще всего участники соцопроса указывали (причем, совершенно правильно) на ТОР «Надеждинский», каждый третий из числа тех, кто отвечал на данный вопрос (34,5%), указал на другой утвержденный комиссией ТОР – «Михайловский». Однако единственным, кто смог его обойти из неутвержденных территорий по числу ответов горожан, стал ТОР «Остров Русский». Попадание данного ответа в число популярных среди опрошенных респондентов территорий (45%), по мнению экспертов ЦСИ «Чёрный куб», продиктовано наложением сразу нескольких факторов друг на друга:

Во-первых, в данном случае стоит учитывать геоцентризм населения. Остров Русский является частью города Владивостока, а опрошенное население, за исключением считанных случаев, это все же жители краевой столицы. Во-вторых, в результате проектирования первых пяти территорий опережающего развития в крае, предполагалось, что ТОР «Остров Русский» станет первой утвержденной площадкой в субъекте, поскольку в нем уже сформировалась полноценная отрасль специализации – научно-исследовательская, однако впоследствии отсутствие конкретных потенциальных инвесторов отодвинуло решение об утверждении ТОРа на более поздний срок, а мультипликативный эффект, между тем, остался. В-третьих, о. Русский ассоциируется у горожан (и не только у них) с новым этапов в истории и развитии Приморского края и Дальнего Востока. С ним связывают прошлые успехи и будущие возможные достижения.

4006

В целях углубленного изучения осведомленности жителей г. Владивостока о конкретных ТОРах на территории Приморья, респондентам было предложено ответить на вопрос «Какие отрасли экономики, по Вашему мнению, будут представлены на территориях опережающего развития «Надеждинский» и «Михайловский»?» Стоит отметить, что в качестве основной отрасли экономики респонденты опроса общественного мнения выделили сельское хозяйство, но если в отношении ТОР «Михайловский» это закономерно, то в отношении ТОР «Надеждинский» – нет.

Эксперты ЦСИ «Черный куб» связывают подобный «просчет» жителей при ответе на вопрос с повышенным вниманием руководства страны к развитию агропромышленной отрасли, в частности, с политикой импортозамещения продуктов производства сельского хозяйства. Более того, около 70 опрошенных жителей (2,5%), по результатам настоящего опроса, посчитали основной идей концепции территорий опережающего развития именно импортозамещение сельхозпродукции. Помимо этого, ответы некоторых респондентов (около 1%) выявили еще одно наложение информационных потоков друг на друга в регионе в настоящий момент: участники опроса говорили о том, что концепция ТОРов представляет собой проект свободного порта (порто-франко). Тем не менее, что касается ТОР «Надеждинский», участники опроса смогли назвать все отрасли специализации территории, однако об уровне осведомленности жителей о специализации конкретных ТОРов это говорит лишь в малой степени, потому как все же большинство опрошенных (примерно 2/3 респондентов) не смогли дать никакого ответа на поставленный вопрос.

4007