pu

Уголовное преследование может грозить региональным властям за самопиар

Соответствующий законопроект подготовили представители трех оппозиционных партий Государственной думы при участии представителей ОНФ и «Единой России».

Законопроект, вносящий поправки в Федеральный закон N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и уголовный кодекс, а также запрещающий властям регионов «осуществлять прямо или косвенно расходы на информирование о деятельности органов государственной власти субъекта», в данный момент пока находится на рассмотрении правительства и Верховного суда.

По словам одного из авторов законопроекта, депутата ГД РФ от партии «Справедливая Россия»  Александра Буркова, в случае получения одобрения по законопроекту, он сразу же будет внесен на рассмотрение парламента.

Согласно законопроекту, выделение средств (как формальное, так и неформальное, т.е. через другие статьи расходов) на освещение деятельности региональных властей в размере от 1,5 до 7,5 млн рублей будет наказываться штрафом до 300 тыс. рублей, либо принудительными работами, либо лишением свободы сроком до двух лет. Траты на освещение деятельности, по сути на самопиар, региональных властей, превышающие 7,5 млн рублей, будут стоит чиновникам тюремного срока до пяти лет, в лучшем случае дело закончится штрафом до 500 тыс. рублей.

Несмотря на то, что законопроект напрямую не говорит об исключительной ответственности конкретно глав регионов за выделение средств на информационное освещение деятельности властей, авторы законопроекта настаивают на том, что данный закон, в случае его принятия, будет в первую очередь распространяться на деятельность губернаторов, поскольку за последние годы во многих российских регионах сложилась тенденция всеобъемлющей информационной поддержки губернаторов со стороны региональных и местных СМИ.

Однако, весьма примечательным является то, что законопроект не запрещает финансирование региональных СМИ из бюджета субъектов РФ. Как поясняют разработчики документа, запрет в том числе и на косвенные затраты на освещение деятельности губернаторов позволяет не прибегать к полному запрету финансирования местных СМИ. Тем не менее, ожидается, что информационная политика в регионах выйдет на более приемлемый для центра уровень, хотя следует признать, что и без инициирования данного законопроекта федеральным властям за последние годы удалось существенно сдерживать подобные необоснованные траты.

В этом деле следует отдать должное Общероссийскому народному фронту (ОНФ), высшие функционеры которого, также примкнули к числу поддерживающих данную инициативу депутатов. По данным центрального штаба организации, траты московских властей на  2015 год составляют более 13 млрд рублей, в ряде других регионов «фронтовики» также отмечают поддержку СМИ в размере более миллиарда рублей (в их число входит Санкт-Петербург, Ямало-Ненецкий АО, Республика Якутия и др.) Своеобразного «апогея» ситуация достигла на Сахалине, когда критиковавшийся последние два года на самом высшем уровне за госзаказы по «Улучшению имиджа губернатора» Александр Хорошавин, в конце концов, оказался под следствием.

На фоне некоторых субъектов Российской Федерации бюджет Приморского края не может «похвастаться» миллиардными суммами в различного рода контрактах администрации, а также в сфере поддержки средств массовой информации. Тем не менее, в 2013 году представители ОНФ также обращались к губернатору края В.В. Миклушевскому с целью выяснения прозрачности предусматриваемых в бюджете на 2014 год 500 миллионов рублей на укрепление и поддержку региональных СМИ. Несмотря на то, что тогда приморскому губернатору удалось отстоять необходимость выделения средств с краевого бюджета на СМИ, теперь, в случае принятия законопроекта о запрете выделения средств на освещение деятельности, делать это главам регионов будет намного сложнее, учитывая возможное давление со стороны федеральных властей и правоохранительных органов. Уже сейчас в некоторых регионах страны власти вынуждены идти на сокращение расходов на информационную политику, к примеру, в Ямало-Ненецком автономном округе в позапрошлом месяце региональные депутаты снизили статью расходов округа на местные СМИ в девять раз – с почти 1,8 млрд. до 200 млн. рублей.

Юрий Коломейцев, политолог, директор Центра социальных инноваций «Черный куб» прокомментировал ситуацию: «Понятно, что самый простой способ так называемого «распила» бюджета — это выделение денег на освещение деятельности региональной администрации или губернатора в СМИ. Однако не стоит забывать, что этот способ «отмывания» бюджетных средств появился благодаря усилению контроля над ним. Создавая все новые преграды, законодатель будоражит умы, заставляя их думать и находить «обходные пути» этих запретов. Вчера — это был наглый грабеж бюджета, сегодня — это законно выделенные миллионы на СМИ, а завтра — это миллиарды, которые пойдут на нужды, связанные с организацией медиа-форумов, саммитов, прямых эфиров и так далее… Мы живем в век активного развития коммуникационных технологий, и, к сожалению, они работают не во благо бюджета!

Если же посмотреть на ситуацию объемно и на минуту представить себя на месте губернатора, да не просто губернатора, а еще и честного, пылающего идеями и, конечно, «не ворующего» бюджет, то отношение к обсуждаемой законодательной инициативе в корне меняется. Вы тратите бюджет как положено, ремонтируете дороги, мосты, строите школы, проявляете активность в создании инфраструктуры и усиления инвестиционной активности! На вверенной вам территории проживает более двух миллионов человек, а расстояния между населенными пунктами десятки километров российского бездорожья. Возникает вопрос, как их информировать о том, что вообще происходит в субъекте. А вы, тем временем, уже готовите плацдарм для второго губернаторского срока, потому что столько хорошего еще могли бы сделать для своей маленькой Родины. Будут ли СМИ самостоятельно писать, что губернатор эффективно работает? Алгоритм сегодняшних реалий на местах прост: «нет бюджета — ты вор, есть бюджет – молодец».

Я совершенно не уверен, что все крупные траты в субъектах России на СМИ губернаторами являют собой пример упомянутый выше. Вероятно, это банальный первый способ «распила» бюджета. Сама же обсуждаемая законодательная инициатива выглядит для экспертов столь же банальным пиаром, причем «точечным», нацеленным на те регионы, где власть сменили через возбуждение уголовных дел, где «Единая Россия» утратила былые позиции, где высока возможность социальных взрывов, где вместо дорог – направления, которые, как правило, ведут в никуда. Этот законопроект напоминает старую сатирическую сценку Карцева: «вчера маленькие, но по два рубля, а сегодня большие, но по три!» Проиграв выборы в каком-нибудь «тяжелом» регионе, не составит большого труда убрать оппозиционного губернатора с его места, всего лишь имея небольшую силовую поддержку».