710

Жители Владивостока рассказали о своих статьях расходов

Центр социальных инноваций «Чёрный куб» провел опрос общественного мнения, выявив основные статьи расходов жителей краевой столицы.

Одними из самых распространённых исследований в социальной сфере являются обследования в области доходов и расходов населения. Если в сфере доходов превалируют исследования официальных органов статистики, то сфера расходов граждан – поле деятельности преимущественно аналитических центров.

Центр социальных инноваций «Чёрный куб» провел опрос общественного мнения среди 3400 жителей г. Владивостока. Исследование коснулось важных статей расходов горожан, а также оценки изменения структуры семейных бюджетов в связи с повышением потребительских цен. В ходе проведения опроса специалисты ЦСИ «Чёрный куб» соблюдали пропорции между мужчинами и женщинами, жителями всех пяти районов города, согласно данным Всероссийской переписи 2010 года по г. Владивостоку. Также, в ходе обследования было решено соблюсти равные пропорции между возрастными категориями респондентов «26-35», «36-49» и «50+» (по 30% респондентов), оставшиеся 10% приходится на долю представителей молодых семей.

По результатам опроса, 99% респондентов назвали в качестве важной статьи расходов своей семьи продукты питания. Также, предельно высоким показателем (90%) по результатам вопроса «Назовите важные статьи расходов, которые составляют Ваш ежемесячный бюджет» отметилась статья «Оплата коммунальных платежей, налогов». Существенную долю в жизни приморцев занимают траты на одежду и на содержание автомобиля. По результатам исследования ЦСИ «Чёрный куб», данные категории расходов в рамках вопроса отметили 35 и 29% респондентов соответственно. Остальные статьи расходов были отмечены не более 15% респондентов опроса.

700

Специалисты ЦСИ «Чёрный куб» также предлагали участникам опроса расставить озвученные ими статьи расходов по степени затратности (в сторону уменьшения ее степени). 68% респондентов назвали самой затратной статьей расходов покупку продуктов питания, 23% — оплату услуг ЖКХ, прочих платежей, налогов. Во-вторую очередь респонденты опроса, в большинстве случаев, обозначали все те же статьи расходов, правда, в другом порядке: 46% указали на оплату услуг ЖКХ, прочих платежей, налогов; а 26% — на продукты питания. Наиболее часто оплату коммунальных платежей называли респонденты и в третью очередь (21%). Вместе с тем, в основные третьеочередные расходы приморцев попали содержание автомобиля (17%), одежда и вещи (16%), медикаменты, оплата лечения, ухода здоровьем (12%). В четвертую очередь по затратности жители Владивостока отмечали покупку одежды и прочих вещей (26%), содержание автомобиля (28%) и затраты на досуг (15%):

701

702

Следующая группа вопросов исследования ЦСИ «Чёрный куб» была посвящена тому, какую часть своего бюджета жителя Владивостока тратят на 1) продукты питания, 2) коммунальные платежи, 3) досуг и развлечения, 4) крупные приобретения. Ответом на данные вопросы служила доля, впоследствии переводимая специалистами ЦСИ «Чёрный куб» в процентное выражение. Совокупность процентных выражений усреднялось и выводилось среднее процентное выражение. Конечный результат данной совокупности вопросов, подтвердил достоверность результатов предыдущих вопросов: в среднем, владивостокцы тратят 39% своего бюджета на продукты питания, 26% — на коммунальные платежи, 19% — на крупные приобретения (например, на бытовую технику, стройматериалы, выплату по кредитам, плата за обучение), 15% — на досуг и развлечения.

703

 

Последний вопрос исследования ЦСИ «Чёрный куб» был обращен не только к личному опыту респондентов, но, и  к общественному мнению, в целом. На вопрос «С повышением цен на потребительские товары изменились ли статьи расходов в Вашем бюджете?» чуть менее трех четвертей респондентов ответили утвердительно, при этом, практически половина от всего числа опрошенных горожан отметила, что изменение в структуре семейного бюджета произошли достаточно серьезные. Не почувствовали никаких изменений на себе только 20% участников исследования. При этом, как показал опрос, большинство опрошенных, заметивших изменение в структуре своего бюджета, стали больше тратить личных средств на товары и услуги, нежели меньше их приобретать.

704

Эксперты  ЦСИ «Чёрный куб» объясняют подобное поведение население возросшим за последние годы качеством жизни населения, а также психологическими особенностями людей, абсолютно не ждавших «цепной реакции», остановившейся на обычных гражданах в период кризиса.