003

Эксперты ЦСИ «Чёрный куб»: «Последние изменения в избирательном законодательстве обусловлены российской политической практикой»

15 февраля президент России Владимир Путин подписал поправки в федеральное избирательное законодательство. Центр социальных инноваций «Чёрный куб» провел анализ изменений в федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан Российской Федерации на участие в референдуме» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

15 февраля президент России Владимир Путин подписал закон об изменениях в федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан Российской Федерации на участие в референдуме» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Документ был принят Государственной Думой 29 января и одобрен Советом Федерации 10 февраля. Изменения коснулись статуса членов избирательных комиссий и наблюдателей, гласности в деятельности комиссий, порядка голосования, а также порядка регистрации наблюдателей и удаления их из помещения для голосования.

Еще до подписания законопроекта президентом страны часть политологического сообщества и некоторые СМИ окрестили готовящиеся поправки в федеральное законодательство как ограничивающие число наблюдателей в день голосования. Действительно, согласно поправкам в п. 4 ст. 30 ФЗ «Об основных гарантиях…», политическая партия, зарегистрированный кандидат или инициативная группа по проведению референдума вправе назначить в каждую комиссию не более двух наблюдателей, которые имеют право наблюдать поочередно в день голосования. Однако, по словам политолога, директора центра социальных инноваций «Чёрный куб» Юрия Коломейцева, данная норма не будет способствовать изменению самой процедуры осуществления наблюдения в день голосования на избирательных участках: «До подписания нового закона и вступления его в силу 15 февраля количество наблюдателей, присутствующих в день голосования в избирательной комиссии, регламентировалось п. 8 ст. 30 закона, в котором было прописано, что не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении комиссии и помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного кандидата или партии. Считаю, что законодатель, ограничивая количество наблюдателей, которых одна партия или кандидат могут зарегистрировать в одной комиссии, руководствовался реалиями сегодняшней практики. Вряд ли можно считать эффективным, с точки зрения какой-либо одной заинтересованной стороны, наблюдение в день голосования, совершаемое большим количеством лиц. Кроме этого, существование нормы предупреждает совершение различного рода нарушений и манипуляций в день голосования. Предположим, что один наблюдатель осуществляет свои полномочия в помещении, другой, так же предположительно, находится на голосовании вне избирательного участка, и тогда возникает закономерный вопрос: «Чем же будут заниматься оставшиеся зарегистрированные наблюдатели от кандидата или партии?» Конечно, это их личное дело, но практика показывает, что они могут принимать участие, например, в скрытой агитации, как это было на региональных выборах 13 сентября 2015 года в Костромской области», – заключил эксперт.

Не соответствует принципу эффективного наблюдения и существовавшая до недавнего времени возможность регистрировать одно и то же лицо в нескольких комиссиях одновременно. Безусловно, данные нововведения облегчают работу членам комиссии. Теперь, по логике законодателя, они будут регистрировать только те лица, которые непосредственно будут осуществлять свои полномочия в качестве наблюдателя на избирательном участке в течение всего дня голосования.

Кстати, нередко в российской практике проведения выборов было отмечено, что избирательные участки начинали открываться с запозданием. С принятием новых поправок доступ в помещения избирательных комиссий и помещения для голосования должен быть открыт для членов комиссии и наблюдателей не менее чем за час до начала голосования, а у кандидатов и партий появляется возможность зарегистрировать своих наблюдателей не только в день голосования, но и за день до него. Впрочем, если раньше для регистрации наблюдателей никакого предварительного уведомления о направлении конкретных лиц в качестве наблюдателей комиссии не требовали, согласно п. 7 ст. 30 предыдущей редакции ФЗ-67 «Об основных гарантиях…», то теперь, согласно п. 7.1 той же статьи, избирательное объединение или кандидат не позднее чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования) должны предоставить список наблюдателей в территориальную или муниципальную избирательную комиссию.

Одним из наиболее обсуждаемых изменений в федеральный закон является новый порядок отстранения членов комиссии от работы и удаления наблюдателей из помещения для голосования. Теперь, согласно п. 12 статьи 64 ФЗ «Об основных гарантиях…», осуществить это можно будет только в судебном порядке. «Безусловно, это является защитным механизмом для наблюдателей от неправомерных действий членов комиссий, – комментирует ситуацию политолог, заведующая кафедрой политологии ДВФУ Наталья Коломейцева. – Суды должны работать в выходные дни, и поэтому с реализацией данного механизма проблем не должно возникнуть. Однако существуют другие проблемы, связанные, прежде всего, с объективным рассмотрением дел в день голосования и синхронизацией двух процессов – избирательного и судебного, участниками которых являются одни и те же лица. Думаю, за оставшееся время до выборов этот механизм будет проработан, тем более что для российского законодательства данная поправка не является новой, поскольку в 2014 году президент подписал изменения в закон «О выборах депутатов Государственной Думы», в котором это положение есть. В любом случае, в России, как и во всем мире, на всех избирательных участках одновременно могут проходить выборы разных уровней. Сами процедуры голосования, будь то на местных, или же на федеральных выборах, не отличаются друга от друга, поэтому внесение в рамочный закон положения из другого федерального закона абсолютно оправдано».

В некотором смысле также «ожидаемой» поправкой в ФЗ «Об основных гарантиях…» стало внесение в перечень прав наблюдателей (п. 9 ст. 30 федерального закона) возможности ведения фото- и видеосъемки, предварительно уведомив об этом председателя комиссии или лиц,его замещающих. Дело в том, что это право было у наблюдателей и раньше, только оно регламентировалось не федеральным законом, а постановлением Центризбиркома «О разъяснении порядка ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования» и региональными законами о выборах в некоторых субъектах. В самом же федеральном законе была прописана только возможность проводить фото- и видеосъёмку представителям СМИ (при этом в перечне запретов для наблюдателей (п. 10 ст. 30 ФЗ-67) ведение съемки последними не значилось). Это служило основанием для неправомерных действий со стороны членов комиссий по запрету фото- и видеосъемки наблюдателями на участках страны. Сейчас же это право появилось в основном законе о выборах, а условия для его реализации остались в нормативных актах, обладающих меньшей юридической силой.

004