3c961dc0-a932-4b83-af87-ac55c9be5b7a_mw1024_s_n

В Государственной думе РФ ввели ответственность депутатов за неисполнение своих прямых обязанностей

4 мая президент России Владимир Путин подписал принятые парламентом поправки в закон «О статусе членов Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы ФС РФ», предусматривающие возможность Госдумы досрочно лишать мандатов парламентариев, систематически невыполняющих свои обязанности, решением большинства депутатов. Эксперты ЦСИ «Чёрный куб» проанализировали документ и вынесли свои оценки.

В современных демократиях довольно распространенным принципом организации органов государственной власти являются коалиционность и учет интересов всех значимых политических сил. В европейских парламентских республиках правящая партия, которая по результатам выборов не набрала абсолютного большинства, вынуждена формировать коалиционное правительство. В таких случаях представителям оппозиции предоставляются министерские портфели, которые не оказывают значимого воздействия на политическую и экономическую системы, государственный режим и т. п. Например, в первом правительстве Дэвида Кэмерона (2010-2015), которое молодой премьер-министр был вынужден формировать вместе с либерал-демократами, представители последних занимали посты министров по инновационному развитию и нестратегической для Великобритании сферы энергетики.

В России даже в условиях президентской республики и доминирования правящей партии над всеми остальными принцип коалиции соблюдается при формировании структуры законодательных органов. В Государственной Думе в пяти из тридцати комитетов представители оппозиционных партий занимают большинство, при этом они не занимаются разработкой законопроектов, касающихся конституционного устройства, бюджетной политики или вопросов собственности.

При формировании структуры Законодательного Собрания Приморского края краевыми депутатами было принято решение отдать два таких комитета практически в управление отдельных оппозиционных фракций. Комитет по продовольственной политике по большей части заняли представители ЛДПР, а комитет по депутатской этике и регламенту – «справедливороссы».

В 2015 году вопросы депутатской этики заняли чуть ли не первостепенное значение в работе депутатов краевого парламента, в обществе и среди политиков довольно долго обсуждались поведение Артуша Хачатряна и Владимира Гришукова. Однако профильный комитет и, соответственно, Законодательное Собрание никакого политического решения по данным вопросам не приняли.

Впрочем, ситуация может в корне измениться после подписания президентом РФ федерального закона о внесении изменений в ст. 4 ФЗ «О статусе членов Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» на прошлой неделе, 4 мая. Разработанные партией «Справедливая Россия» поправки впервые за все время функционирования нижней палаты Федерального Собрания вводят ответственность парламентариев за невыполнение своих прямых обязанностей, прописанных в том же федеральном законе. Некоторые региональные коллеги уже поддержали инициативу на своем уровне.

Согласно принятому закону, полномочия депутата ГД могут быть прекращены досрочно решением Госдумы по инициативе фракции или комитета, в которых он состоит, в случае неисполнения в течение 30 и более календарных дней обязанностей, предусмотренных статьями закона, в который внесены данные поправки. Среди этих обязанностей стоит упомянуть личное участие депутата в заседаниях Государственной Думы, комитетов и комиссий, членами которых он является (ст. 13 ФЗ № 3), а также рассмотрение обращений и прием граждан, встречи с населением территорий, включенных в региональные группы кандидатов, по которым произошло избрание депутатов (ст. 8 ФЗ № 8).

Федеральный закон «О статусе членов Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусматривает обязанность депутатов Госдумы вести прием граждан не менее одного раза в два месяца и организовывать встречи с избирателями не менее одного раза в полгода, период для выполнения других обязанностей депутата ГД ранее законодательством обозначен не был. Теперь же, согласно принятым поправкам, неявка без уважительной причины на заседания Думы, комитетов, комиссий, а также нерассмотрение поступивших в адрес депутата обращений в течение месяца являются достаточным основанием для инициирования со стороны парламентской фракции или комитета вопроса о лишении депутатского мандата.

В данных поправках необходимо отметить три главных момента, вокруг которых разворачивается дискуссия о политических последствиях принятого закона. Во-первых, инициировать вопрос о лишении мандата может фракция, в которой состоит депутат. Этот момент благоприятно скажется на внутрипартийной дисциплине и предотвратит размежевание фракции, в которой состоит большое количество беспартийных депутатов или наблюдается внутренний раскол. С другой стороны, фракции теперь имеют рычаги влияния на формирование того состава, который будет более приемлем для их руководства. В первую очередь под ударом окажутся те депутаты, не выполняющие свои обязанности, которые избрались по списочной части выборов, в этом случае фракции не потеряют в своем численном составе, поскольку освободившийся мандат перейдет к следующему по списку кандидату от соответствующей партии.

Во-вторых, инициировать вопрос о лишении депутатского мандата может комитет, членом которого является депутат. По логике законодателя это положение может способствовать тому, чтобы заставить «нерадивых» парламентариев участвовать в базовой деятельности парламента – в работе его комитетов. Однако, по мнению части экспертов, этот момент может стать основанием для политической манипуляции, поскольку в комитеты входят представители различных парламентских фракций.

Впрочем, решение о включении вопроса в повестку пленарного заседания ГД принимает не фракция или комитет, а думская комиссия по вопросам депутатской этики. Таким образом, закон наделяет орган важным политическим полномочием. Следует отметить, что состав этой комиссии сформирован, исходя из баланса сил, определенных избирателями на выборах 2011 года, т. е. представительство партии «ЕР» в ней составляет 50%, а председательствует в ней, как и в большинстве региональных дум, представитель оппозиционной партии.

Таким образом, сложившиеся механизмы в Государственной Думе позволяют адекватно рассматривать инициативы о лишении депутатских мандатов. «В любом случае закон определяет конкретный перечень обязанностей и сроки их выполнения, — считает политолог, заведующая кафедрой политологии ДВФУ Наталья Коломейцева. — При соблюдении норм депутатами инициация подобных дел будет неправомерной. Необходимо сказать, что принятый закон соответствует логике парламентской работы. Месяц работы депутата Государственной Думы РФ можно условно поделить на четыре равные по временным промежуткам части: деятельность в комитетах, регионах, фракциях и подготовка к пленарному заседанию. Согласно принятому закону, неисполнение своих обязанностей по любой из этих частей может привести к негативным последствиям для парламентария. Закон сможет не только повысить эффективность работы депутатов, но и снять сложившийся негативный образ «депутатов-бездельников» у общественности. Причем данный образ, как правило, создается не без оснований. Так, в настоящий момент к некоторым депутатам ГД, избранным от региональной группы Приморского края, у общественности в регионе в преддверии парламентских выборов вопросов очень много, — отметила эксперт ЦСИ «Черный куб», кандидат политических наук Наталья Коломейцева.

«Несмотря на то, что подобные законопроекты вносились на рассмотрение Государственной Думы большое количество раз, именно сейчас для правящей партии идея законопроекта оказалась как нельзя кстати, — комментирует ситуацию директор Центра социальных инноваций «Черный куб» Юрий Коломейцев. – Выборы 2016 года будут проходить по смешанной избирательной системе, в Думу войдет большое количество независимых кандидатов по округам, многие из которых войдут во фракцию «ЕР», кроме того, система праймериз может провести через сито избирательной кампании дополнительное количество беспартийных, зарегистрированных «Единой Россией». Получается, что для увеличения своих шансов на выборах партия оказалась готова привлечь в свои ряды сильных независимых кандидатов, но, для того чтобы эти «сильные независимые» не раскололи правящую фракцию, нужен определенный «дамоклов меч». По той же причине этот закон необходим и эсерам, поскольку в своей предвыборной кампании они также ориентированы на беспартийных. Не думаю, что партия «Единая Россия» будет применять этот инструмент против оппозиции, поскольку это противоречит позиции президента, которую он не раз озвучивал, — подытожил Ю.Ю. Коломейцев.

Инициатива депутатов ГД от фракции «Справедливая Россия» находит отклик у своих коллег в региональных думах. Причем если в Тюменской области и Башкирии подобную инициативу проводят представители партий «Единая Россия» и ЛДПР, чьи федеральные коллеги поддержали проект о внесении изменений в закон, то в Ульяновской области законопроект внесли депутаты КПРФ, представители которой оказались единственными, кто не поддержал закон в Госдуме. Как отметил осведомленный источник, региональное отделение партии в настоящее время переживает раскол, что и послужило причиной выдвижения данной инициативы коммунистами в области.