минон

Какие проблемы предстоит решить новому министру образования Ольге Васильевой?

19 августа 2016 года впервые на должность министра образования и науки РФ была назначена женщина. Назначение на пост главы Минобрнауки доктора исторических наук Ольги Васильевой, работающей с 2012 года в системах правительства и администрации президента РФ, связывают с необходимостью реформирования образования, прежде всего, ввиду значительного сокращения количества вузов, профессоров и преподавателей и, главное – студентов, за последние годы.

Так, если в 2006 году, по данным Росстата, студентами государственных высших учебных заведений являлись около 6,2 млн человек, то спустя 10 лет эта цифра уменьшилась более чем на треть – до 4 млн человек. За тот же период число преподавателей в вузах страны сократилось примерно на четверть – с 11 человек на 100 студентов в 2006-м до восьми – в 2016 году. Впрочем, анализируя данные статистические факты, следует отметить следующие нюансы.

Во-первых, данная статистика делается на основе данных, предоставляемых вузами. Одни и те же преподаватели нередко числятся в профессорско-преподавательском составе различных вузов, в большинстве ситуациях именно они попали под сокращение на том или ином месте работы.

Во-вторых, под сокращения за последние четыре года попали и преподаватели, не имеющие ученых степеней, приглашенные специалисты из практической сферы.

Политика прежнего министра образования Дмитрия Ливанова проходила под основным тезисомо повышении качества российского образования в вузах. Ежегодно, в преддверие приемной кампании подведомственная Федеральная служба по надзору в сфере образования (Рособрнадзор) публиковала так называемый «черный список российских вузов», на основании которого в год несколько десятков высших учебных заведений и их филиалов лишались лицензий. Как результат, количество государственных и муниципальных высших учебных заведений за десять лет сократилось примерно на 20% — с 660 до 530.

В министерстве образования предыдущего периода (2012-2016) сам глава ведомства и его заместители объясняли вектор на сокращение ресурсовв системе высшего образования (кадровых, студенческих, материально-технических) несколькими причинами.

Одной из них была «демографическая яма» второй половины 1990-х годов, вызванной кризисными явлениями того периода. В 2016 году основной поток абитуриентов – это молодые люди 1998-1999 г.р. А еще два года назад Дмитрий Ливанов назвал уменьшение количества вузов в стране оптимизационной мерой. По тогдашним расчетам министерства, количество российских абитуриентов сократится до 4 млн человек, что мы, спустя два года, как отмечалось ранее, и имеем возможность наблюдать воочию.

762_15

Однако, демографический спад – явление разовое, связанное с внутриэкономическим кризисом и провалом в социальной политике. Очевидно, в скором времени новый министр образования и науки столкнется с той же проблемой, которая затронула сферу дошкольного образования, когда после массового закрытия детских садов в 90-е годы, в России, начиная со второй половины 2000-х годов, с получением высоких доходов за счет продажи энергоресурсов, наметился строительный бум дошкольных учебных заведений.  В условиях нынешней экономической и, что более важно, геополитической обстановки, которая впервые в современной российской истории создает затяжной кризис, бюджетные рамки попросту не позволят чиновникам из министерства проводить обратную оптимизацию системы высшего образования по примеру дошкольного. Необходимы серьезные реформы, которые смогут дать толчок российскому образованию и, как утверждает политолог- эксперт Центра социальных инноваций «Чёрный куб», кандидат политических наук, заведующая кафедрой политологии ДВФУ Наталья Коломейцева, эти изменения в российском руководстве сегодня по всей видимости связывают с новым руководителем ведомства:

«Поскольку сегодня, в результате принятых прежним руководством Минобрнауки мер число преподавательского состава сократилось, а сами преподаватели теперь, как правило, работают с высокой нагрузкой в вузах, то нетрудно предположить, что скорый наплыв абитуриентов поставит вопрос об увеличении преподавателей, а в конечном результате и самих вузов. Несмотря на заявления теперь уже экс-министра образования Дмитрия Ливанова о том, что России в период модернизации страны, развития его регионов, необходимо большее количество рабочих рук со средне-специальным образованием, населением страны этот посыл не одобряется. В 2015 году в семи регионах Дальнего Востока и Восточной Сибири мы провели социологическое исследование среди 3,5 тысяч респондентов, по результатам которого 89 % выпускников школ стремятся в будущем получить высшее образование. В условиях опережающего развития на востоке страны и в некоторых других регионах России, роль высшего образования (в первую очередь, конечно, технического) огромна, и миссия высших учебных заведений, причем не только дальневосточных, но и всех других, состоит как раз-таки в том, чтобы выпустить из своих стен специалистов, которые своими навыками и умениями смогут обеспечивать инновационный путь развития территорий страны, особенно там, где реализуются крупные инвестиционные проекты с привлечением международного капитала и иностранных специалистов. Об этом не раз говорил президент страны Владимир Путин, однако у Дмитрия Ливанова было несколько иное видение дальнейшегоразвития системы высшего образования. На фоне жесткой общественной критики его предшественника, Андрея Фурсенко, Ливанов долгое время мог доказывать состоятельность  своего курса, направленного на повышение качества образования в высшей школе, однако совершенно точно угадывалось, что министр в новое правительство 2018 года не войдет, и как мы видим, его отставка произошла значительно раньше.

Буквально накануне новый министр образования и науки Ольга Васильева обозначила первоочередной приоритет в своей деятельности. После многолетнего «натаскивания» выпускников школ к сдаче единого государственного экзамена Минобр под её руководством решил со следующего года ввести в материал ЕГЭ устную часть, которая позволит будущим выпускникам не только более осознанно подготовиться к сдаче экзамена, но и к самому поступлению в вуз. Собственно говоря, мы видим, что данное решение министра в полной мере отвечает сегодняшнему запросу в контексте обновленного внутриполитического курса и мнению самого общества. Так, согласно последним исследованиям ЦСИ «Чёрный куб», проведенным во всех девяти регионах Дальневосточного федерального округа, не поддерживают смену главы Минобрнауки только 8% респондентов, а большинство опрошенных связывают с приходом Ольги Васильевой на пост министра образования надежды по реформированию системы ЕГЭ и всего российского образования».

3