ЕГЭ Приморской

Большинство жителей Дальнего Востока поддерживают отмену ЕГЭ

Центр социальных инноваций «Чёрный куб» провел социологическое исследование среди 8310 жителей дальневосточных регионов. Специалисты Центра выяснили отношение респондентов к проведению Единого государственного экзамена, возможному введению онлайн-курсов в программу высшего образования, а также вводу электронных дневников, учебников и тетрадей в школах.

За последние два месяца в информационном пространстве страны и региона время от времени происходили «громкие» для сферы образования события, на которые экспертное сообщество не могло не отреагировать. Речь идет, как о давно известных попытках отменить систему ЕГЭ, так и о новых инициативах Минобрнауки по оптимизации и внедрению новых технологий в сферу высшего образования.

Данные вопросы легли в основу программы нового исследования Центра социальных инноваций «Чёрный куб». Опрос проводился во всех 9 субъектах Дальнего Востока согласно выборке, составленной исходя из половозрастной и профессиональной структуры населения, а также размещения жителей в макрорегионе.

Прошедшая президентская избирательная кампания на заключительной стадии включила в свою повестку вопрос об отмене ЕГЭ. Соответствующий законопроект тогда внесла на рассмотрение в Госдуму одна из парламентских фракций. Вместе с тем, данная система реализуется в нашей стране уже немалое количество лет. Последние регионы включились в этот процесс около 10 лет назад, а первые – около 15. Тем не менее, 70,7% опрошенных в ходе исследования граждан поддержали отмену Единого государственного экзамена. Основные аргументы, прозвучавшие «против» ЕГЭ – необъективность экзамена (41%), а также слишком длительный процесс подготовки или даже «натаскивания» детей к тестам (39%). 29% опрошенных отметили, что ЕГЭ – это большой стресс для учеников и их родителей. 5% респондентов рассматривают госэкзамен в качестве образовательного фильтра, «не дающего шансов на самореализацию детей». Некоторые опрошенные дальневосточники (2%) отметили, что ЕГЭ создал организованную коррупцию в системе образования ряда российских регионов.

Тем не менее, почти треть жителей Дальнего Востока (29,3%) не хотят замены ЕГЭ в качестве выпускного школьного экзамена. 18% опрошенных отметили, что Единый госэкзамен – более простая и (или) удобная система для поступления в вузы. Сдав ЕГЭ в школе один раз, можно с полученными баллами поступить в любой вуз без сдачи дополнительных экзаменов. Кроме того, результаты Единого государственного экзамена действительны четыре года. По мнению 10% опрошенных, ЕГЭ снизил коррупцию в системе образования, устранив «человеческий фактор» при оценке выпускников школ. Каждый десятый респондент опроса отметил, что ЕГЭ дал дополнительный шанс детям из малых сел и городов поступить в престижные вузы страны. 7% принявших участие в опросе жителей ДВ регионов сказали, что ЕГЭ объективнее традиционного экзамена как раз за счет устранения «человеческого фактора» и бальной системы оценки.

В наибольшей степени отмену ЕГЭ поддерживают в Еврейской автономной области (80%), Магаданской области (74,5%) и в Хабаровском крае (73,5%). Наиболее лояльны к Единому госэкзамену жители Чукотки (67,2%), Якутии (68,1%) и Приморского края (68,6%).

ЕГЭ

Недавно в Минобрнауки также предложили протестировать систему электронных курсов на «заочниках» и даже определили пилотные специальности и университеты, где новая система будет испытываться. По данным Центра социальных инноваций «Чёрный куб», большинство жителей дальневосточного региона (73,7%) не против введения онлайн-курсов для студентов, но только в качестве дополнения к традиционным методам обучения. 9,8% опрошенных поддержали введение онлайн-курсов для «заочников» в качестве альтернативы нынешней системы образования, мотивируя это неэффективностью заочного высшего образования в России. 16,5% жителей Дальнего Востока выступают против введения онлайн-курсов в программу высшего образования. В шести регионах ДФО это показатель даже выше (в Камчатском крае – 18,3%, Магаданской области – 18,2%, ЕАО – 18,2%, Сахалинской области – 17,3%, Амурской области и Хабаровском крае – по 16,8%), а в трех – аналогичный или ниже (в Приморском крае – 16,5%, Чукотском автономном округе – 15,5% и Республике Саха – 15%).

В России давно зреет официальное ведение электронных дневников. Во многих школах они введены самостоятельно. Существуют целые общероссийские онлайн-системы, позволяющие без проблем наладить этот процесс. С другой стороны, следующим шагом может стать полная цифровизация всех учебников и даже тетрадей, чего опасаются многие, поскольку образование – это не только процесс обучения, но и воспитания. Следует отметить, что большинство жителей Дальнего Востока не против введения электронных дневников. Только четверть опрошенных (24,8%) против замены традиционного дневника на электронный. По данным социологического исследования Центра социальных инноваций «Чёрный куб», 36,1% поддерживают ввод электронных дневников, еще 19,6% считают, что оцифровать следует не только дневники, но и учебники и еще 19,5% – что перевести в электронную форму можно и ученические тетради.

Отметим, что наиболее скептически к вводу электронных дневников относятся в Еврейской автономной, Магаданской и Сахалинской областях (32,8%, 32,7% и 29,3% соответственно). В Хабаровском крае (25,7%), Амурской области (25,7%), на Камчатке (25%), в Якутии (23%), Приморье (22%) и на Чукотке (19%) – показатели средние или ниже среднего.

Фото: Пресс-служба администрации Приморского края